Александр Александрович Глазунов (А.А.) родился 4 (19) ноября в г. Москве в семье московских мещан Александра Андреевича и Анны Захаровны Глазуновых. Отец - служащий Московско-Курской железной дороги, по-видимому, не уделял большого внимания воспитанию детей. Мать - Анна Захаровна (1860-1935гг.) была дочерью крепостного садовника большого имения в Смоленской области. В возрасте около 10 лет родители отправили ее в Москву на обучение в мастерскую портного. Многочисленные обязанности ученицы портного стали началом ее трудовой жизни. Это была не рядовая по способностям и волевым качествам женщина. Выйдя замуж около 1885г., она развелась с мужем в 1896г. Со временем она стала достаточно известной мастерицей и владела небольшой мастерской. Она уделяла много внимания и не жалела средств для воспитания и образования троих детей: А.А., его брата Евгения Александровича (1890-1962гг.) и сестры Ольги Александровны (1895-1977гг.).
Среднее образование братья Глазуновы получили в хорошем реальном училище, так как Анна Захаровна придавала первостепенное значение подготовке сыновей по дисциплинам, имеющим прикладное и практическое значение. Дочь Ольга училась в известной классической гимназии.
В 1908г. братья А.А. и Е.А. Глазуновы окончили реальное училище и были приняты на первый курс Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), которое успешно закончили в 1917-18гг.. По действовавшим тогда правилам, отсутствовали жесткие сроки окончания вуза, надо было каждый год сдать определенное количество экзаменов из некоторой группы дисциплин. А.А., как и его брат, успешно справлялись с такой задачей, но в то же время, в студенческие годы уделяли много времени спорту, в первую очередь теннису, футболу, хоккею, а также спортивной гребле и яхтам. В составе футбольной и хоккейной команд Москвы они играли против команд С. Петербурга. Интерес к спорту братья пронесли через всю жизнь.
На старших курсах учебы в Техническом училище А.А. увлекся электротехническими дисциплинами, которые им читали проф. К.А. Круг, проф. К.И. Шенфер. А.А. всю жизнь гордился «пятеркой», полученной им на экзамене у К.А. Круга. Под руководством К.А. Круга А.А. выполнил и дипломный проект, темой которого была электрическая часть метрополитена от площади «трех вокзалов» до центра города.
Трудовую деятельность А.А. начал с 1913г. работая в Управлении Московских железных дорог в «Службе распределения тока». В последующие годы приходилось работать вагоновожатым трамвая, механиком на военном заводе и т.п. (см. фото). В 1916г. он был призван в армию в артиллерийские войска ( см. фото). В 1918-19гг. А.А. преподавал в школе радиотехники, где пришлось учить слушателей – красноармейцев «всему»: от русского языка и арифметики до электротехники и устройства двигателей внутреннего сгорания.
Из Красной Армии он был отозван для проектирования электрических сетей в «Обществе Донецкого бассейна», что и явилось началом его работы в составе электроэнергетической группы плана ГОЭРЛО под руководством проф. К.А. Круга.
А.А. принимал участие в проектировании электростанций (Штеровская, Зуевская и др. ) и электрических сети 35 и 110 кВ [1,7]. С этого началась его работа по проектированию электроэнергетических объектов в организациях «Электрострой», «Государственного электрического треста» и «Энергостроя», на основе которого позже был создан проектный институт «Теплоэлектропроект». Перед переходом на работу в созданный в 1930г. МЭИ, А.А. был заведующим электротехническим сектором ТЭП. Но и после перехода в МЭИ, на протяжении ряда лет А.А. оставался консультантом в «Теплоэнергопроекте». Для ответственных консультаций А.А. неоднократно приглашался в послевоенный период в проектный институт «Энергосетьпроект» (ЛЭП 400-500кВ, конструкции опор и др.).
Нельзя не отметить и тесное сотрудничество А.А. с системой Мосэнерго, которое началось со строительства линий 110 кВ Каширская ГРЭС - Москва. Линия сооружалась на деревянных опорах, при которых возникла проблема прочности стоек деревянных П-образных промежуточных опор при обрыве проводов. Работая над этим вопросом под руководством проф.Н.И. Сушкина, А.А. предложил новую рациональную конструкцию опоры, проверенную экспериментальными испытаниями и применяемую в ряде стран до настоящего времени [4].
В 1930г. А.А. совместно с группой инженеров был командирован в Германию и США для изучения зарубежного опыта проектирования, конструирования и сооружения крупных электрических станций и подстанций высших напряжений. По материалам командировки были сделаны доклады, опубликованы статьи в журнале, а также издана монография [6].
Большой опыт практической работы, эрудиция, хорошая теоретическая подготовка, устремленность и настойчивость были успешно реализованы в работе в составе Технического совета Министерства электростанций СССР, проведении консультаций, участии в конференциях как отечественных, так и международных и т.п.
Особо следует отметить включение А.А. в состав Специальной комиссии Государственного Комитета Обороны СССР (1944-45гг.), осуществляющей руководство процессом восстановления электроэнергетики в районах СССР, освобожденных от оккупантов, Одновременно проводилась работа по развитию энергетики Западной Сибири в послевоенный период.
Основными областями научно-технических интересов и деятельности А.А. были:
По указанным выше направлениям им осуществлен:
- методов расчета и анализа параметров режимов электрических сетей, схем различных конфигураций;
- методов выбора номинальных параметров основного электрооборудования (провода, кабели, понижающие трансформаторы, компенсирующие устройства) на основе технико-экономического анализа и необходимых технических ограничений.
При этом все основные теоретические положения сопровождались примерами количественных решений излагаемых задач. В связи с отмеченным выше, специально подчеркивается публикация [11], многократно переиздававшаяся (с необходимыми дополнениями) в последующие годы. Имеются конкретные основания считать данное издание оригинальным в общеевропейском научно-техническом пространстве.
До середины 1920-х годов, по вопросам расчетов конструктивной части воздушных линий, не существовало отечественной литературы. В результате 5 - 8-и – летней работы, А.А. создал и опубликовал весьма полную методику и практические приемы расчетов проводов, грозозащитных тросов и деревянных опор воздушных линий [5]. Предложенные методики содержали оригинальные решения: по учету поддерживающего действия проводов и тросов при их обрыве в одном из пролетов линии; учет коэффициентов распределения усилий между стойками П-образных опор, учет гибкости промежуточных опор, введение понятия эксплуатационного коэффициента запаса прочности проводов; предложения о применении поддерживающих зажимов проводов «скользящего» типа (авторское свидетельство) и др. Значительная часть основных изданий А.А. в данной научно-технической области не потеряла своего значения до настоящего времени.
Совместно с проф. Н.И. Сушкиным, в области электрических станций и подстанций, было осуществлено издание первой в отечественной литературе книги [3], охватывающей комплекс основного электрооборудования, схемных решений и конструктивной части (от собственных нужд данных электроэнергетических объектов до главных схем и конструктивного выполнения распределительных устройств высшего и генераторного напряжений).
Последующие разработки и публикации относились к вопросам питания собственных нужд электростанций от основных генераторов, применения усовершенствованных схем распределительных устройств высших напряжений (на основе зарубежного опыта), а также к физическим и электротехническим основам выбора основного электрооборудования (выключателей, трансформаторов и др.)[10,15].
Большой опыт ученого по комплексу базовых вопросов электроэнергетических систем позволили А.А. быть основным автором первого издания соответствующих нормативных документов [16] сформированных под его председательством комиссией Минэнерго СССР.
Помимо отмеченных выше направлений научно-технической деятельности, А.А. в течение ряда лет был членом редакционной коллегии журнала «Электричество», лектором Всесоюзного общества «Знание», членом организационных комитетов и докладчиком конференций по электроэнергетике по городским электрическим сетям и др.
Педагогическая деятельность А.А., как отмечено выше, началась в 1918г. в Красной Армии. C 1920г. он читает курс по техническому черчению и начертательной геометрии в МВТУ, в эти же годы - под руководством проф. К.И. Шенфера - по дисциплине «Энциклопедия энергетики». В 1921г. он начал читать курс «Распределительные электрические сети». С этого времени преподавание вопросов электрических сетей и электрических станций, конструкций воздушных линий электропередачи и электрических систем в целом - продолжалось в течение всей жизни. Читавшийся А.А. в 1950-х годах курс «Местные электрические сети» явился научно-технической и методической основой направления электроснабжения городов и промышленных предприятий.
Фундаментальный вклад А.А. в создание и развитие подготовки инженеров - электроэнергетиков был осуществлен при заведовании кафедрами «Электрические станции» (1930-31 и 1938-50гг.) и «Электрические сети и системы» (1927-30,1931-38 и 1949-55гг.), а также при работе деканом электроэнергетического факультета (1935-47гг.) МЭИ.
Интересно отметить, что впервые в должности профессора МВТУ он был «утвержден» в 1929г., действовавшими в те годы «Общественными перевыборами профессоров в Мосэнерго».
Официальное утверждение в ученом звании профессора состоялось в 1930г. В 1937г. А.А. был утвержден в ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации (на основе изданных монографий и учебников).
Отличительными чертами педагогической деятельности А.А. для практического формирования подготовки инженеров-электроэнергетиков широкого профиля являлось:
- сопровождение чтения лекционных курсов изданием учебников и учебных пособий (задачники, методические указания и т.п.);
- формирование и отработка учебных программ базовых дисциплин;
- формирование дальновидного учебного плана подготовки инженеров-электриков.
В связи с последним, следует специально остановиться на научно-методических публикациях, посвященных содержанию учебного плана подготовки инженеров на электроэнергетическом факультете МЭИ [9,14].
Отличительной чертой этой работы является сочетание направлений в образовании инженеров-энергетиков широкого профиля с возможностью углубленной подготовки по более узким специализациям, что позволяет выпускникам кафедры работать как в проектных, так и эксплуатационных организациях. В современных учебных планах электроэнергетических специальностей прослеживается «скелет» учебного плана, по [14]. Естественно, что современные учебные планы предусматривают иную подготовку по высшей и прикладной математике, информатике, вычислительной технике, оптимизационным решениям и т. п.
А.А. был прекрасным преподавателем. Его лекции отличались логичностью построения, доходчивостью излагаемых материалов и живой связью с практическими задачами электроэнергетики. Он стремился привить студентам любовь к инженерному делу, учил их этому искусству. Все годы преподавательской деятельности А.А. не переставал быть воспитателем студентов и учителем молодых преподавателей. Множество специалистов, прошедших его школу, помнили и ценили влияние этой сильной личности. Он мог быть суровым и предельно требовательным, но вместе с тем, умел поощрять успехи своих учеников. При внешней суровости А.А. умел найти путь к душам и склонностям своих учеников, умел быть снисходительным, когда это оправдано, и справедливым, понимая сложный путь формирования молодого специалиста. С другой стороны он был беспощаден, когда видел обман и беспринципность своих учеников или коллег по работе. Он мог быть таким воспитателем молодежи, так как сам был честен, любил свою родную страну и свое дело.
В педагогической работе А.А. особенно тяжелым был период Великой Отечественной войны. В октябре 1941г. он был одним из основных организаторов эвакуации МЭИ (на основе соответствующего решения государственных органов). В первые месяцы эвакуации (г. Риддер Восточно-Казахстанской области Казахской ССР) ему приходилось вести все виды занятий электроэнергетического направления. Он читал лекции сразу на трех факультетах (4-6 часов ежедневно), консультировал 50 курсовых проектов по электрическим станциям и сетям, исполнял обязанности декана факультета и руководил производственной практикой на тепловой и гидроэлектрической станциях. Дополнительно приходилось читать лекции по новым (для него) курсам, как, например, «Экономика энергетики», «Техника безопасности» и «Токи коротких замыканий». Для выполнения всех этих работ он начинал занятия с 8 утра и заканчивал в 21-22 часа. Подготовка к следующему дню - ночью.
Нельзя не отметить уважение А.А. к труду и знаниям коллег по инженерной, педагогической и литературной работам. Это уважение сочеталось с предельно высокой требовательностью к содержанию совместных работ. Естественно, что при этом не обходилось без весьма острых споров. Особенными по теплоте были его взаимоотношения с проф. Л.И. Сиротинским, чл. корр. АН СССР А.Н. Ларионовым, проф. П.Г. Грудинским, проф. Б.А. Телешевым , А.И. Колпаковой, проф. A.M. Федосеевым, доц. Г.М. Розановым, доц. М.Д. Залышкиным, доц. М.В. Метлиной, доц. А.А. Васильевым, доц. Н.Н. Кувшинским и др. Весьма глубоким были его уважение и деловое сотрудничество с директором МЭИ проф. В.А. Голубцовой. Их взаимное теплое уважение ярко проявилось в 1953г. в пристальной и конкретной заботе В.А. Голубцовой, когда у А.А. произошел первый тяжелый инфаркт миокарда.
Рассказ об А.А. был бы неполным без отражения его дружеских привязанностей, отношения к семье и родственникам. Здесь, в первую очередь, необходимо отметить его глубокое и теплое отношение к матери - Анне Захаровне, основоположнице дружной, трудовой и активной семьи русской интеллигенции. Своим каждодневным трудом, умом и настойчивостью она обеспечивала материальное благополучие семьи в дореволюционные годы, создала условия получения высшего образования своих сыновей и дочери (при личном «образовании» - в пределах приходской школы). А.А. своим характером, отношением к труду и людям и даже внешностью был похож на мать.
Евгений Александрович (Е.А.) и А.А. были различны по некоторым чертам характеров, но это не мешало их дружбе: голубятня - в детские годы, обучение в одном и том же классе в реальном училище, одновременное поступление в вуз, спорт в «Яхт-клубе», рыбная ловля, работа в электроэнергетике (Е.А. строил Сокольническую и Измайловские подстанции 110 кВ Мосэнерго, создал и заведовал более 30-ти лет кафедрой «Начертательная геометрия и черчение» МЭИ), жизнь до 1946г. в общей квартире - вот основные вехи их «параллельной» жизни. Вместе с тем эта взаимная привязанность никогда не сопровождалась объятиями, поцелуями и т.п. Наоборот, они спорили по некоторым жизненным вопросам, но в этих спорах всегда ощущалась внутренняя забота о том, «как лучше жить» брату. С сестрой, Ольгой Александровной, владевшей в совершенстве английским языком и много лет заведовавшей кафедрой иностранных языков в двух вузах, также были хорошие взаимоотношения и взаимная выручка в трудные минуты жизни.
А.А. безмерно любил и ценил супругу Марию Ивановну - врача бывшей «Басманной больницы», с которой он познакомился около 1906 года Они венчались в 1915г. Он глубоко ценил ее добрую душу, мягкий характер, доброжелательное отношение к его родственникам, приветливость к его друзьям, неусыпные заботы о сыне и о спокойной жизни семьи. Мария Ивановна скончалась в 1953 году от обширного инфаркта миокарда. Глубокая любовь А.А. распространялась на сына Александра и внучку Наташу, хранящую о дедушке самую теплую память. Полным взаимного уважения были его взаимоотношения с невесткой Ириной Михайловной Глазуновой, в которой он ценил энергичность, ум и добропорядочность. Теплые чувства А.А. к членам семьи, родственникам и немногочисленным друзьям (С.Н. Восканьянц - друг по реальному училищу, П.Ф. Надеждин - друг по ИМТУ) никогда не выражались в «сюсюканье», поцелуях и т.п. и, наоборот, могли казаться строгими, но в трудные минуты жизни он всегда приходил на действенную искреннюю помощь . При отмеченной «строгости» взаимоотношений с близкими к нему людьми, А.А. любил семейные и дружеские сборы и встречи за столом в Новый год, в дни рождения сына, на масленицу и «просто так» по субботам. К слову сказать, А.А. считал обязательным свое участие в выпускных вечерах дипломников.
А.А. не признавал безделье, отдых «в кресле». В рабочее время года это выражалось в прогулках в Сокольниках, Измайловском парке, в ближнем Подмосковье. В отпускное время - непременные многокилометровые походы, поездки на велосипеде, на байдарке, рыбная ловля. Тяга к энергичным формам отдыха сочеталось у него с чтением, а в зимнее время - с посещением симфонических и фортепьянных концертов. Его любимыми писателями были Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, «Пиквикский клуб» Ч. Дикенса, Джек Лондон, фольклор («Калевала», сказки русского и иных народов), «Песнь о Гайавате.». В музыке А.А. был поклонником ее классических форм: П.И. Чайковский, Н..А. Римский-Корсаков, фортепьянные концерты С.В. Рахманинова. Следует отметить, что в 1920-40гг. А.А. и сам проводил в воскресение час-другой за «чтением с листа» на фортепьяно.
Наконец следует отметить мастерство А.А. как фотографа: он фотографировал очень много (пейзаж, архитектура, портреты внучки), занимая призовые места на фотоконкурсах МЭИ .
Он очень любил животных: аквариумы с тропическим рыбками, клетка с щеглами или чижами, охотничьи собаки сына. Ряд лет он увлекался собственноручным - но по всем правилам - коллекционированием бабочек.
Скончался А.А. 5 июня 1960г. на даче от повторного инфаркта.
Активная и результативная деятельность А.А. была достойно отмечена правительственными наградами:
в 1940г. - орденом Трудового Красного знамени;
в 1945г. - орденом Знак почета;
в 1951г. - орденом Ленина;
в 1942г. - ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР;
в 1943г. он был награжден Государственной премией, а также многими Правительственными медалями, почетными знаками Минэнерго СССР и др.
Учителя (проф. К.А. Круг, проф. К.И. Шенфер, проф. Н.И. Сушкин)| коллеги по работе, друзья и члены семьи были свидетелями выдающейся его способности добиваться поставленных целей убежденной, настойчивой и кропотливой работой.
В памяти коллег, друзей и родных Александра Александровича он остался как незабываемая крупная и оригинальная Личность.
Общее количество крупных публикаций составляет 120 единиц, в числе которых:
- 38 научно-технических монографий, учебников и учебных пособий;
- 5 научно-методических изданий;
- большое количество статей в журналах, трудах научно-технических конференций, лекций во вневузовских аудиториях;
- нормы проектирования электрических сетей, электростанций и систем отчеты по научно-исследовательским работам.
Основные учебники А.А. по электрическим сетям, станциям и системам переведены на 4 иностранных языка.
Ниже приводится список только тех изданий, которые явились этапными в творческой работе А.А. в области электроэнергетики и электроэнергетического образования:
Автор текста - Глазунов А.А. младший.
Материалы предоставил сотрудник кафедры ЭЭС Александров С.Н.